Закрыть ... [X]


  • Прикоснуться к Небу

    Многие люди, еще далекие от Церкви, задаются вопросом: почему православные храмы часто поражают своей красотой, богатством убранства, торжественностью богослужения? Почему нельзя молиться Богу просто, у себя дома, или арендовав какой-нибудь актовый зал, как это часто делают современные протестанты? Безусловно, Богу можно молиться в любом помещении, и казанская роспись без помещения, в любых обстоятельствах нашей жизни, в одиночку и совместно. Но любой человек, который давал себе труда молиться всерьез, быстро понимает, что молитва совершается легко, если есть серьезная нужда, если требуется помощь: тогда для человеческого "Господи, помоги" никаких усилий не требуется. Но, милостию Божией, мы не всегда находимся в скорбях и печалях, и в обычном состоянии душа наша не спешит стремиться к небу: человек "закисает" в мирском и суетном, и, даже если он помнит Бога и стремиться обращаться к Нему, то это получается скорее формально, потому что "так нужно". Душа выпадает из духовного пространства, теряет духовное измерение. Необходимо что-то, чтобы душа включилась, испытала радость стремления к своему Создателю.

     Именно поэтому православные храмы созидаются не просто как некое место, где мы можем собраться для совместной молитвы, но как дома Самого Бога, в которых ощущается Его особенное присутствие. Храм, по православному пониманию, это Небо на земле. Духовно это безусловно так. Но как можно выразить красоту и полноту духовного, невидимого Неба? Только лишь с помощью символических земных средств, максимально прекрасных по земным меркам. Поэтому храмовое пространство тщательно организуется: продумывается его архитектура, подбираются материалы, из которых делаются его части, специально изготавливается церковная утварь - пникадила, аналои, подсвечники, киоты, в которых размещаются иконы. Но самым главным элементом всего храмового убранства являются иконы, своеобразные "окна" в горний мир. Иконы размещаются в иконостасе, по стенам и могут быть выполнены в виде росписи, когда все храмовое пространство, потолок и стены украшается иконописными изображениями. Икона - не просто картинка, не иллюстрация к жизни или событиям, в которых участвовали Господь, Божия Матерь и святые. На иконе изображается Сам Бог, Который есть невидимый Дух, и Который не может быть зримо явлен иначе, как через икону Иисуса Христа, сына Божия, второй ипостаси Святой Троицы, Который стал человеком во всем подобным нам, кроме греха, и потому изобразим. Святые - это тоже не просто люди, но люди, в которых Сам Бог действует, люди, преображенные божественной благодатью, люди, которых Бог очистил от всякого зла и греха, от той порчи, которой повреждена природа человека со времени грехопадения и которая не дает нам увидеть себя такими, какие мы есть по божиему замыслу.

     Очевидно, что написать икону может не всякий человек, и даже не всякий талантливый художник, ибо каждый творец оставляет в своем творении частицу самого себя. Если человек не знает - опытно, практически - красоты Неба, если он одержим страстями и пороками, если молитва в его жизни мало что значит - он не сможет быть иконописцем. Только человек, уже сегодня хоть немного причастный Богу и Его Небесному Царству сможет изобразить хотя бы отсвет божественной неземной красоты и величия.

     Исполненные желания самим прикоснуться к красоте Неба и дать такую возможность всем приходящим в наш храм (а мы, дальневосточники, в этом смысле сильно "обижены" относительно жителей центральной России: если говорить о Приморском крае, расписанные храмы у нас можно пересчитать по пальцам одной руки и не во всех роспись выполнена на должном уровне) мы запланировали расписать храм. Осуществиться эти планы смогли только в 2008 году: роспись дело долгое и дорогое, но результат превзошел все наши ожидания.

     В 2007 году начата реконструкция богослужебного зала – заново оштукатурены стены и потолок под роспись. Осенью 2007 года приглашенные из Москвы иконописцы Юрий Захаров, Марина Кашина и Леонид Полетаев начали работу. Руководитель проекта, Юрий Захаров, принимал участие в росписи Храма Христа Спасителя в г. Москве, скита в Оптиной пустыни и многих храмов г. Москвы и подмосковья.

                                                                             

    Юрий Захаров

    Перед тем, как приступить собственно к росписи, художники подготовили проект, согласовали стиль, формы изображений, тщательно определили, каких святых и где нужно написать. Был изготовлен макет храма из картона, где все было тщательно отрисовано, чтобы всем участникам проекта было понятно, что где и  как будет написано.

     Если говорить о сложностях с выбором сюжетов росписи, самым сложным было решить вопрос, связанный с нестандартным для храмов России прямоугольным, а не сводчатым потолком. Образец нашли в одном из древних сербских храмов - три круга на потолке образуют Небо, в центре Господь в окружении Силе Небесных, по краям Божия Матерь (над алтарем) и Архангел Михаил. Надо сказать, что пространство нашего храма вполне соответствует канонам древнего храмостроения, фактически соответствуя пространству древней базилики. Но такое пространство задает и стиль росписи: это не может быть, например, древнерусский стиль. Поэтому в качестве образцов для изображений были взяты древневизантийские фрески, включая сербские и болгарские варианты. Мы не можем сказать, что роспись, сделанная у нас, является копией древневизантийской: глаз современного человека плохо воспринимает древнее искусство. Поэтому правильнее будет сказать, что храм расписан в древневизантийском стиле.

    Ряд богородичных праздников северной стороны храма

    Но главным - и самым удачным элементом росписи, настоящим произведением церковного искусства стал ряд богородичных праздников в верхней части северной стороны. Идея, что в богородичном храме основные сюжеты должны иллюстрировать жизнь Божией Матери пришлась более всего по душе и заказчикам, и исполнителям проекта. Последовательно, слева направо мы видим изображения Рождества Пресвятой Богородицы, ее введения во храм, далее следует икона Рождества Христова - несмотря на то, что это прежде всего господский праздник, как мы можем "выключить" из этого сюжета ту, которая дала Ему жизнь? Далее следует праздник Сретения, и, совсем в алтаре, над Жертвенником изображен Крест Христов: мы помним, что Матерь Божия, одна из немногих, осталась со своим божественным Сыном до конца.

    Рождество Пресвятой Богородицы

    Благовещение Пресвятой Богородице

    Рождество Христово

     

     

     

     

     


    Источник: http://xn--80aaa0aggcdvf0bi9c.xn--p1ai/nebo-na-zemle/rospis-i-ikony-khrama


    Поделись с друзьями



    Рекомендуем посмотреть ещё:



    Нижегородская область Нижний Новгород Церковь Иконы Божией Органайзеры для лекарств своими руками

    Казанская роспись Казанская роспись Казанская роспись Казанская роспись Казанская роспись Казанская роспись Казанская роспись Казанская роспись Казанская роспись

    ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ